Изображение

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Давайте поговорим о спорте и около спорта !

Модератор: Василий Романенко

Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:05

http://svom.info/entry/792-proletarskay ... aznoe-oli/

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение
Хорошева Анна
44 5644
The Union Spartakiada 1928, history of sport, the Olympic Games, Всесоюзная Спартакиада 1928 г., Красный спортивный Интернационал (КСИ), Люцернский спортивный Интернационал (ЛСИ), Олимпийские игры, история спорта
«Принимай, Амстердам,

Как свинец

Демонстрацию

Наших сердец!» [77. С.7]

1

Актуальность проблемы взаимосвязи политики и спорта вызвана тем, что спортивные соревнования и победы в них являются не только символом престижа страны, но инструментом международной политики, особенно в периоды ее обострения. Эта тема все чаще рассматривается историками, политологами, социологами. Однако история советского спорта 1920-х гг. и его взаимодействие с международным спортивным движением рассматривается современными исследователями редко и, как правило, не становится предметом специального изучения и осмысления, а советская историография по данной теме носит на себе отпечаток идеологических штампов [1, 5, 30, 51, 55, 56, 74]. Между тем именно тогда закладывались как основы будущего триумфального вхождения СССР в Олимпийской движение после Второй Мировой войны, так и основные тенденции развития советского физкультурного движения в целом.

Воспитание «нового человека», которое советское государство считало одной из основных своих целей, предполагало формирование новой бытовой культуры, «правильного» досуга, важным элементом которого была физкультура. «Физическая культурность» советского гражданина была понятием не просто спортивным, но, прежде всего, идеологическим. Формы и методы развития физкультуры определялись государством. Массовое ее распространение, по мнению советских руководителей, укрепляло здоровье населения и его готовность совершать трудовые или военные подвиги во славу своей страны, бороться с внешними и внутренними врагами. Об особом внимании к физкультуре В.И. Ленина свидетельствует его указание председателю ВЧК при СНК РСФСР Ф.Э. Дзержинскому взять под особый контроль все спортивные организации и «идеологически правильное» воспитание их членов [57].

Массовая физкультура провозглашалась средством классовой борьбы. Жесткая изоляция, в которой оказалось молодое советское государство сразу после своего появления, сказывалась на всех сферах жизни, в том числе, и на спортивном движении. В 1920 г., в самом разгаре Гражданской войны, когда судьба нового государства была неясна, восемь спортсменов из РСФСР без приглашения МОК приехали в Антверпен на VII Олимпиаду, но не были допущены до соревнований организаторами [53. С.253]. С формальной точки зрения Олимпийское движение согласно Олимпийской хартии должно было находиться вне политики и принять атлетов из России, но этого не произошло. Тогда же, в самый разгар Гражданской войны, усилиями Всевобуча[1] были проведены отборочные туры Всероссийской Олимпиады и скромные финальные соревнования в Москве; на ее организацию были выделены 200 тыс.руб. [69. Л. 5, 15, 31, 53].

Вместе с государством крепло и физкультурное движение в стране, его уже трудно было игнорировать. Представители стран - организаторов сделали робкие попытки пригласить СССР участвовать в играх 1924 г. в Париже и в 1932 г. в Лос-Анджелесе [73. С.247]. В первом случае далее первичных переговоров дело не пошло, во втором советская сторона поставила условие политического признания СССР.

МОК уже не мог игнорировать советское государство. Лев Урусов, член МОК от несуществующей Российской империи, предложил в 1923 г. пригласить на Олимпиаду 1924 г. две команды от России (от советской и эмигрантской). По словам Пьера де Кубертена, это предложение было отклонено по «административным причинам» [52. С.127]. Уже тогда победы в крупных спортивных соревнованиях стали элементом престижа для государства. Это хорошо понимали на Западе, быстро осознали и в советском государстве. Отказавшись играть по общим правилам и противопоставив «пролетарскую физкультуру» «буржуазному спорту», советское руководство решило организовать собственные грандиозные спортивные соревнования - Всесоюзную спартакиаду 1928 г. К концу 1920-х гг. власть в государстве все более концентрировалась в руках И.В. Сталина, провозгласившего курс на построение социализма в отдельно взятой стране. Спортивное мероприятие, сопоставимое с Олимпийскими играми, должно было продемонстрировать мощь и достижения СССР на мировой арене.

Спартакиада проводилась в Москве с 12 по 24 августа 1928 г. Она стала грандиозным, но единственным в своем роде спортивным мероприятием, прошедшим в СССР до войны. В ней участвовало 4040 советских спортсменов (из них 850 женщин) и более 600 иностранцев[2]. В том же году с 17 мая по 12 августа проходила IX Олимпиада в Амстердаме, на которую впервые после Первой Мировой войны туда были приглашены германские спортсмены. Всего в ней участвовало 2883 человек, из них 277 женщин [78]. Советские цифры превосходят олимпийские, но что стояло за этими цифрами, в чем состояли сходства и различия двух спортивных событий?

Руководство СССР не скрывало, что при организации Спартакиады за образец бралась именно олимпийская модель. В газете «Правда» официально сообщалось, что оргкомитет Всесоюзной Спартакиады во главе с А.С. Енукидзе утвердил правила соревнований, которые будут проведены по олимпийской системе [60]. Кроме того, в «Известиях» подчеркивалось, что Всесоюзная Спартакиада является демонстрацией мировой рабочей спортивной солидарности против буржуазной Олимпиады в Амстердаме [46]. Эта же идея была заложена и в гимне, написанном для Спартакиады (текст Н. Асеева):

«А ну, посторонись,

олимпийцы,

Когда идет

Рабочий спорт.» [3. С.5].

О целях СССР, организовавшего Спартакиаду в противовес Олимпийским играм, свидетельствуют заявления В.М. Михайлова, председателя ВСФК, С.С. Каменева, заместителя наркома по военным и морским делам, Н.А. Семашко, наркома здравоохранения, а также открытое письмо ЦК ВЛКСМ:

1) проверка достижений советской физкультуры за десять лет своего существования «в деле воспитания строителей коммунизма и защитников отечества»;

2) проверка уровня здоровья населения;

3) практическая реализация теоретических представлений о физкультуре;

4) пропаганда здорового образа жизни без пьянства и драк;

5) поддержка единства рабочего спорта в мире;

6) демонстрация иностранным гостям успехи советского государства [34, 39, 46].

Чтобы понять, почему советское руководство ставило именно такие цели перед спортивными соревнованиями и зачем противопоставило их олимпийскому движению, необходимо обратиться к истории возникновения последнего и рассмотреть основные тенденции развития советского спорта в первые десять лет его существования.



Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:08

2

В 1894 г. благодаря стараниям Пьера де Кубертена на конференции в Сорбонне было принято решение возродить Олимпийские игры. Конец XIX – начало XX в. – особенный период для европейской цивилизации, когда мир стремительно менялся вокруг человека. Романтизм в восприятии прошлого, дух соперничества национальных честолюбий, потребность заполнить появившееся благодаря техническому прогрессу свободное время, поиск новых моральных и этических идеалов, способных объединить человечество – все это послужило благодатной почвой, на которой идея Пьера де Кубертена воплотилась в реальность. Для него Олимпийские игры – не просто международные соревнования, устраиваемые каждые четыре года, а праздник весны человечества, страстного напряжения амбиций и разных форм бьющей через край молодой активности каждого поколения, стоящего на пороге жизни [52. С. 59-60].

Пьер де Кубертен выступал в Сорбонне, чувствуя угрозу миру от соперничества национальных честолюбий, раскалывающих человечество, опираясь при этом на романтическую легенду. Он рассчитывал увлечь людей возможностью через спортивные соревнования удовлетворить дух соперничества без пролития крови и, воодушевив участников и зрителей, развить то лучшее, что в них есть. Пьер де Кубертен откровенно писал в мемуарах, что Олимпийское движение, да и сам спорт для него были религией, догмой, культом [52. С. 75]. История показала, что оно не смогло предотвратить мировые войны и тем более заменить религию, но сумело стать праздником мирового масштаба и символом современной эпохи.

Из античной традиции Пьер де Кубертен взял принципы любительства и соединения различных видов спорта в рамках одних спортивных игр. Международные соревнования не были новшеством в конце XIX в., не было новым и соединение различных видов спорта в одном месте и в одно время [51. С.46-50]. Он объединил одно с другим и окружил это атмосферой праздника, что и стало залогом успеха игр.

Принцип любительства требовал, чтобы спортсмен тренировался в свободное от основной работы время и не получал гонораров за свои выступления. Он не позволял участвовать в Олимпийских играх людям со скромным заработком и отсутствием свободного времени, так как они не могли совмещать работу и спорт, зато открывал дорогу представителям привилегированных слоев общества. С резкой критикой элитарности данного движения выступили социал-демократы.

В соревнованиях в Олимпии в древности участвовали только эллины, современные Олимпийские игры были интернациональными. Для смягчения национальных противоречий Пьер де Кубертен подчеркивал, что в них состязаются не нации, а спортсмены, пытаясь побороть, как он говорил, «ложный патриотизм». Однако нивелировать соперничество наций было невозможно. Воспоминания Пьера де Кубертена полны рассказов о конфликтах и гибкости, которую ему приходилось проявлять, чтобы Олимпийские игры не погибли. Особо сложными спортивные и околоспортивные отношения были между немцами и французами [52. С.16-18].

Современные Олимпийские игры задумывались, как говорил Пьер де Кубертен, не только как состязание «мускульной силы», но и как торжество «юности», талантов, ума, творчества. Постепенно сформировалась традиция театрализованных ритуалов. Начиная с первой Олимпиады спортивные соревнования предварялись и завершались торжественными мероприятиями. Первый парад национальных команд с национальными флагами прошел на IV Олимпиаде в Лондоне в 1908 г. В 1913 г. был разработан Олимпийский флаг. Поднять его, правда, смогли только на VII Олимпиаде в Антверпене в 1920 г., где впервые была произнесена и олимпийская клятва [53. С.237-243, 259]. Это создавало особую атмосферу, в которую погружался каждый участник и зритель.

Олимпиады были, с одной стороны, священнодействием, а, с другой, – праздником, понятным любому человеку. Примером этого, может служить Антверпен, переживший все ужасы Первой Мировой войны и лежавший в руинах. Он был выбран на роль столицы Олимпийских игр в 1918 г. и за короткий срок преобразился. Улицы, украшенные иллюминацией, флагами, цветами были единым целым со спортивными сооружениями, где праздник продолжался с утра до вечера. На нем, правда, не нашлось места спортсменам Германии и ее союзникам, чем был нарушен главный принцип Олимпийских игр, которые должны были быть вне политики. Став самостоятельным феноменом, Олимпийское движение много раз становилось инструментом политической борьбы. Это уже тогда осознавал Пьер де Кубертен, оправдываясь тем, что в данном случае бельгийцы не могли видеть на своих стадионах вчерашних врагов, проливших их кровь [52. С. 111].

Российская империя участвовала в Олимпийских играх с 1900 г.[3], но в 1917 г. вместо нее возникла Советская Россия, долго не признаваемая мировым сообществом. В Российской империи спортивная традиция возникла и развивалась в рамках европейской парадигмы. Создавались спортивные общества, действовавшие на общественных началах и самостоятельно находившие себе финансирование.

Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:08

3

После революции 1917 г. большевики попытались заменить понятие «спорт» на термин «физическая культура». Она стала государственным делом «исключительной важности, обеспечивающим физическое и культурное возрождение страны» [69. Л. 52]. Новый термин должен был подчеркивать, что физическое развитие человека – это неотъемлемая часть его жизни, а спорт – культивирование индивидуализма.

Сначала спортивной сферой занимался Всевобуч, но уже в 1920 г. был создан Высший совет физической культуры (ВСФК). Для согласования и объединения научной и учебной деятельности различных ведомств и организаций РСФСР по физическому воспитанию он с 1923 г. был подчинен напрямую ВЦИК РСФСР. В его состав вошли по одному представителю от Народных Комиссариатов: Военного, Просвещения, Здравоохранения, Внутренних дел, Труда; от Моссовета, ЦК РКП(б), ЦК РКСМ, ВЦСПС [75. С. 9-11]. Председателем обновленного ВСФК стал нарком здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко, его заместителем К.А. Мехоношин, сменивший Н.И. Подвойского на посту начальника Всевобуча.

Физическую культуру развивали из практических соображений, чтобы создать сильный и выносливый резерв армии. Даже когда Всевобуч был упразднен, отношение к спорту не изменилось. Советский рабочий должен был в любую минуту быть готов прийти на помощь не только своей стране, но и своему товарищу в Европе [69. Л. 52]. Для этого ему надо было быть физически развитым и дисциплинированным, чему, безусловно, способствовали занятия физкультурой. Другой целью массового развития физкультурного движения в СССР была борьба с негативными бытовыми явлениями и асоциальным поведением, среди которых наиболее остро стояла проблема пьянства, обострявшаяся с каждым годом[4]. Формирование «правильной» культуры досуга у граждан должно было сохранить их здоровье, а значит, служить благу нуждающейся в трудовых руках страны.

Для достижения названных целей надо было осмыслить целый ряд теоретических проблем. Изыскания в теории и методологии спорта проводились даже в условиях Гражданской войны, причем уже тогда особый упор делался на подготовку кадров преподавателей и инструкторов. Проводились также и практические испытания усовершенствований и изобретений в области физической культуры [68. Л. 83]. Хотя Подвойский как руководитель Всевобуча должен был избавиться от влияния «буржуазного спорта», он постоянно привлекал дореволюционных специалистов и старался учитывать зарубежный опыт; так же поступали впоследствии и руководители ВСФК. Так, в плане работ Всевобуча был пункт о пересылке всех иностранных сведений о спорте Подвойскому лично [69. Л. 17], а его сотрудница В.Д. Кочетова была командирована в отдел печати Наркомпроса для изучения иностранных газет «для понимания постановки дел физического воспитания заграницей» [69. Л.21]. В архивах ВСФК отложилось множество документов с информацией о международном спортивном движении [13, 22, 26, 27].

Наряду с собиранием зарубежного опыта, в советском государстве создавалась и собственная научная база. В работе были задействованы ученые и врачи, занимавшие еще до революции этими проблемами. Весомый вклад в зарождение и развитие советской науки о физической культуре и спорте внесли профессор В.В. Гориневский, Д.В. Ненюков, В.К. Стасенков, В.В. Гориневская и др. [72. С.422-423].

Для достижения поставленных перед советской физкультурой целей необходима была массовость. Вокруг того, как ее достичь, на разных уровнях развернулись споры. В руководстве физкультурным движением главными оппонентами стали Н.И. Подвойский и Н.А. Семашко, которого поддерживал К.А. Мехоношин. Первый еще во время своего руководства Всевобучем считал спортивные состязания эффективным способом популяризации спорта.

Нарком здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко, ставший руководителем ВСФК в 1923 г., и его заместитель К.А. Мехоношин считали, что спорт на Западе порождает неприемлемый для СССР индивидуализм. Настороженно они относились и к соревнованиям [10. С. 101]. Споры Семашко, Мехоношина и Подвойского были связаны и с их личной неприязнью: последнему не нашлось места в новом составе ВСФК. Поэтому они в своих суждениях порой не были последовательны. Подвойский писал, что легче всего воспринимаются и приживаются в среде рабочих упражнения, носящие эмоциональный характер с оттенком удовольствия, способные быстро поднимать настроение (спортивные игры и гимнастика). Состязательное начало входит в игру, по его мнению, и не противоречит общественно-психологическим свойствам человека, пока не переходит предела, возбуждая тщеславие и зависть [28. Л.41-43]. Но как только он увидел, что его оппоненты начали уделять внимание развитию состязательных видов спорта, Подвойский сразу же обрушился на них с критикой, что «они протаскивают чуждые элементы «олимпизма», порожденного английским аристократизмом “на сытое брюхо и от нечего делать”» [28. Л. 88, 100].

Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:09

4

В дискуссии о целесообразности проведения соревнований поставило точку постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г., где подчеркивалось, что они единственный способ проверить степень достигнутых успехов и потому обязательны [32. С.24]. Неоспорим был и авторитет Олимпийских игр, приковывавших внимание всего мирового сообщества. После неудачи в Антверпене советские руководители предпочли противопоставить советский спорт «буржуазному» и создать альтернативное спортивное движение в противовес Олимпийскому. Крупные международные соревнования служили великолепной пропагандисткой площадкой. Идея провести спортивные соревнования в Москве, сопоставимые с Олимпиадами, возникла у руководства КСИ в мае 1926 г. [71. С. 406].

Чтобы организовать и провести столь масштабные соревнования, надо было создать инфраструктуру, на что требовались большие деньги. В 1920 г. был торжественно заложен фундамент Всероссийского пролетарского Красного стадиона на Воробьевых горах, строительство которого так и не было завершено [29. С.59]. В 1924 г. в своей речи на III конгрессе КСИ Мехоношин заявил: «У нас нет залов, бассейнов, но есть сознательное отношение к спорту»[11. Л. 90]. О том, что в этой области были большие проблемы, писалось открыто. Так, «Известия», сообщая о превышении Г. Козловым мирового рекорда в гонках на велосипедах на велотреке Трехгорной мануфактуры, особо подчеркивали, что это произошло, «несмотря на ветхость данного спортивного сооружения» [42].

Государство для решения этой проблемы пошло по пути разделения обязанностей по строительству спортивных объектов со спортивными обществами, организованными под эгидой ведомств или предприятий. К середине 1920-х гг. благодаря НЭПу народное хозяйство в целом оправилось от разрухи периода Гражданской войны. Это положительно отразилось на развитии физической культуры, так как у предприятий появилось больше средств, которые они могли тратить не только на организацию производства, но и на обеспечение досуга своих работников, в том числе, и на строительство спортивной инфраструктуры.

За четыре года, разделяющие выступление Мехоношина и Спартакиаду 1928 г., было сделано очень много для возведения спортивных сооружений. Главным детищем стал стадион спортивного общества «Динамо». На заседании в Кремле председатель оргкомитета Спартакиады А.С. Енукидзе признал, что имеющиеся в Москве стадионы не могут удовлетворить всех желающих попасть на соревнования, поэтому со спортивным обществом «Динамо» было достигнуто соглашение, что его стадион, открытие которого было намечено на 1929 г., будет спешно достроен и начнет свою работу с 15 августа 1928 г. Чтобы успеть в срок, на объект было брошено 1000 рабочих, трудившихся в три смены [37].

Всего во время проведения Спартакиады было задействовано 15 спортивных объектов Москвы. Проблему с размещением удалось решить выделением 3500 мест в Чернышевских казармах для участников, прибывающих в Москву из регионов, и 800 мест в 3-м Доме Советов для иностранцев. Было организованно и общественное питание участников [6, 7, 37, 41].

Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:10

5

Оргкомитет заявил, что будет проводить соревнования по олимпийской модели. В программу Олимпиады в Амстердаме входили: современное пятиборье, хоккей на траве, академическая гребля, бокс, борьба, велоспорт, водное поло, гимнастика, искусство, конный спорт, легкая атлетика, парусный спорт, плавание, прыжки в воду, тяжелая атлетика, фехтование, футбол. В перечне видов спорта Спартакиады отсутствовал хоккей на траве, пятиборье, конный спорт, зато присутствовал теннис, который был частью программы соревнований Олимпиады до 1924 г., и вновь вошел в нее в 1988 г. в Сеуле; баскетбол, который в олимпийской программе появится на Олимпиаде в Берлине в 1936 г., а также стрельба, которая, в свою очередь, отсутствовала в олимпийской программе только в 1904 и 1928 гг. В программе советских игр были еще городки, бег с препятствиями и мотоспорт. Следует особо отметить наличие еще одного общего пункта в программах обоих игр – соревнования по искусству.

Таким образом, за некоторыми исключениями программы практически совпадают. Из принципиальных отличий можно назвать городки, мотоспорт, бег с препятствиями. Городки - традиционно русская игра, повышенный интерес к которой сохранялся в СССР вплоть до 1980-х гг. Попадание в программу соревнований мотоспорта, бега с препятствиями и стрельбы, безусловно, связано с военизацией спорта в нашей стране после революции 1917 г. Пьер де Кубертен опасался, что «атлетическое мастерство может быть рыцарски благородным и развращенным, мужественным и брутальным жестоким, использоваться для укрепления мира, так и для подготовки к войне» [52. С. 22]. Советское руководство стремилось к тому, чтобы физическая культура стала подготовкой к возможной войне или максимально мобилизовала человека на работе. Поэтому, взяв на вооружение западный опыт, оно дополняло его элементами, способствующими достижению означенной цели.

В качестве особого вида спорта в программу Спартакиады был включен «бег с искусственными препятствиями». Большинству людей он знаком как часть программы военной подготовки любой армии и по сей день. Включение его в перечень соревнований демонстрирует сращивание физической и военной подготовки, которое будет завершено учреждением норм ГТО («готов к труду и обороне») в 1931 г. Для многих школьников и студентов получение этого знака отличия стало делом чести [54. С. 235].

Оргкомитет, включая данную дисциплину в программу, понимал, что это может показаться странным, поэтому в информационном бюллетене была помещена целая статья, доказывающая: «данный вид спорта обладает двумя неоспоримыми достоинствами, во-первых, максимальная прикладность соревнования, во-вторых, – требование всестороннего физического развития. Весь бег – это порыв, стремительная атака сплоченной, стренированной между собой группы, заканчивающаяся поражением противника – мишеней. Здесь участники опытным путем постигают выгоду кооперации» [4. С. 9]. В беге участвовали команды по пять человек, причем допускалась помощь слабым и взаимные услуги (например, перенос патронов). Этот вид спорта, по мысли организаторов, наиболее ярко демонстрировал готовность участника Спартакиады встать на защиту завоеваний революции, что явно не имело ничего общего с олимпийскими идеями Пьера де Кубертена.

В программе советских соревнований был еще один интересный пункт – «пляска и танец». Западный исследователь Р. Эдельман скептически относился к данной части программы, полагая, что она не имела отношения к спорту [76. С. 76]. Но из программы Олимпийских игр соревнования по «Искусству» исчезли только в 1952 г. в Хельсинки. На Олимпиаде в Амстердаме в данной категории было разыграно 11 комплектов наград (например, за лирику, драматургию, скульптуру, архитектурный дизайн, рисование и т.д.). Пьер де Кубертен придавал исключительное значение данным состязаниям и сам в них участвовал, очень тяжело переживая провал артистических соревнований в 1908 г. в Лондоне [52. С. 67]. Он не случайно ввел их в программу Олимпийских игр, ведь целью его было, прежде всего, гармоничное развитие личности, а не мускульной силы человека. К сожалению, его идея не прижилась.

«Пляски и танцы», не были включены в перечень Олимпийских «искусств», но идея схожа – это гармоничное развитие личности, состязание не только в физической силе, но и в художественной сфере. В то время соревнования проводились в сольных, парных, коллективных выступлениях, в последних выделялись физкультурные, гимнастические и этнографические [33. С. 7]. Почему советское руководство остановилось исключительно на танцах, не включив состязания в других видах искусств, остается загадкой. Присутствие в программе подобного соревнования лишний раз говорит о схожести советской Спартакиады и Олимпийских игр.

Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:10

6

Еще одним чрезвычайно важным моментом, роднившим Олимпиаду и Спартакиаду, была атмосфера праздника. Выше уже говорилось о воодушевлении, охватившем лежащий в руинах Антверпен в 1920 г. Создание атмосферы торжества на Олимпийских играх было одной из самых главных задач Пьера де Кубертена. Огромное внимание уделялось тому, что окружало спортивные соревнования. Торжественные ритуалы открытия и закрытия Олимпиад, парад команд под национальными флагами, речи, произносимые руководством и принимающей стороной, украшение улиц, гуляния – все это должно было сделать зрителя соучастником происходящего, воодушевить его и подтолкнуть к занятию спортом.

Одной из целей проведения Спартакиады была пропаганда массового спорта, для чего был разработан целый план мероприятий, которые должны были увлечь советского человека атмосферой спортивного праздника. В день открытия 12 августа состоялся огромный парад физкультурников на Красной площади, в котором приняли участие более 25000 человек, в том числе и около 600 иностранцев. На трибунах находились члены правительства, ЦК ВКП(б), делегаты VI конгресса Коминтерна, проходившего в это время в Москве. Парад принимал секретарь ЦИК СССР и председатель оргкомитета Спартакиады Енукидзе. Выступали представители от ВСФК, ВЦСПС, КСИ, Моссовета и иностранных гостей [47, 63]. Все это подчеркивало исключительную важность мероприятия.

Традиция физкультурных парадов в советском государстве довольно богата. Фактически он был одной из форм репрезентации власти, призванной демонстрировать успехи физкультурников, прославляющие руководство страны и советскую модель развития. Маловероятно, что советские идеологи использовали модель торжественного парада команд на Олимпийских играх, очень быстро ставшего неотъемлемой частью олимпийского ритуала. Скорее всего, истоки возникновения этой советской традиции следует искать в митингах и демонстрациях, традиционных для революционного движения. Парад физкультурников, впервые проведенный еще во время Гражданской войны, быстро превратился в самостоятельное явление, став частью агитации и пропаганды. Со временем он перестал быть прологом спортивных соревнований, утратив с ними связь. Театральные, хорошо продуманные и отрепетированные массовые шествия 1930-х гг. на Красной площади и по сей день поражают воображение.

В дни проведения Спартакиады на улицах Москвы появились «герольды», трубившие в фанфары, созывая на соревнования. Оргкомитет обязал московские домовладения и кооперацию украсить здания. Все площади города были радиофицированы для информирования населения о результатах соревнований, на стадионах были выстроены специальные вышки для ведения репортажей непосредственно с места событий. Было командировано 6 кинооператоров под руководством одного из основоположников советского документального кино П.К. Новицкого для съемки хроники событий. С 21.00 до 24.00 на стадионах показывались фильмы спортивной тематики [37, 43, 45].

Проход на соревнования был платным. Цена одного билета составляла от 10 до 50 копеек[5], были выпущены также 3300 абонементов на сумму 4300 рублей, также распространялись 15000 бесплатных билетов среди рабочих коллективов, строевых и воинских частей. Члены партии проходили на соревнования бесплатно по предъявлению партбилета [6, 35, 41].

Оргкомитетом Спартакиады была организована выставка достижений физической культуры в СССР за десять лет. Отдельные экспозиции открыли Наркомпрос, Госиздат, Наркомздрав, Наркомвоенмор, Моссовет. Был объявлен конкурс на лучшее художественное произведение, посвященное физкультуре [38]. Выставка проходила в помещении Государственного института физкультуры в Москве. За две недели ее посетило 11386 человек включая иностранцев. Скандинавские страны с их известной старой гимнастической культурой прислали своих врачей с целью учиться постановке научного контроля спортивных соревнований у советской стороны [71. С. 414].

Не забыли организаторы и о массовых гуляниях, которые могли каждого человека сделать частью спортивного праздника. Они были проведены на Ленинских горах, где, кроме традиционных увеселений с песнями, плясками, конкурсами и различными палатками с едой, лотереями, аукционами, коллективными играми было показано под звуки фанфар и салют театрализованное представление «Всемирный октябрь» с прозрачным политическим подтекстом. Каждый мог поучаствовать в грандиозной эпопее в массовке, а затем в параде, после чего всех ждал обед и зрелищная часть с джигитовкой, военизированными номерами [40, 63]. О своих планах организаторы сообщили за месяц, дабы привлечь как можно больше участников, что им и удалось.

С этой же целью 16 августа на Москве реке был проведен карнавал, для чего была иллюминирована вода, установлены льготные тарифы аренды лодок. «Известия» не без гордости сообщали, что лодки были разобраны еще накануне утром, а на берегу действо наблюдало около 300 тыс.чел.. Власти сделали все, чтобы карнавал продолжался как можно дольше: были установлены семь прожекторов, освещавших воду. Было продано огромное количество шутих, ракет и римских свечей. Играли несколько духовых оркестров, с берега в воздух был запущен фейерверк в форме пятиконечной звезды. Москва река была полностью заполнена лодками от храма Христа Спасителя до Нескучного сада [48, 64, 65]. Фактически данные мероприятия смогли стереть границу между участниками и зрителями, сделав пропаганду физической культуры хотя бы отчасти менее официальной.

Оргкомитет сделал все, чтобы погрузить человека в атмосферу спортивного праздника и увлечь его идеей занятия спорта, укрепив при этом в нем правильные политические представления. Выходя утром из дома, он слушал репортажи из громкоговорителей, видел украшенный город, вечером смотрел кино о физкультуре или участвовал в массовых гуляниях, читал большие репортажи в газетах. Все это свидетельствует о понимании руководством страны силы воздействия подобных праздников на людей.

Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:11

7

Еще одной целью проведения Спартакиады, как мы помним, была проверка на практике теоретических представлений о спорте. Семашко, когда-то боровшийся против спортивных состязаний, к концу 1920-х годов поменял свою точку зрения, возлагая огромные надежды на Спартакиаду как на «опытный полигон». При оргкомитете была создана специальная врачебная комиссия, которая должна была не только контролировать состояние спортсмена перед соревнованиями и принимать решение о его допуске к ним, но и проверять, как его показатели меняются после нагрузок, с целью выявления более эффективных видов спорта для развития выносливости и силы человека. Особое внимание уделялось женщинам, требования к которым были более строгими [34, 35].

На Спартакиаде испытывали не только человеческий организм, но и механизмы. Так, организованный массовый мото-велопробег из разных городов СССР до Москвы, в котором участвовало 607 человек, должен был не только пропагандировать занятие этими видами спорта, но и проверить на прочность отечественную модель велосипеда по сравнению с иностранными образцами. Сравнение оказалось в пользу советского велосипеда, который должен был после Спартакиады быть запущен в серию [46].

Еще одной целью проведения Спартакиады была необходимость громко объявить о достижениях советского спорта, не только внутри страны, но и за рубежом, противопоставив «рабочий спорт» «буржуазному». Советская сторона приложила максимум усилий, чтобы придать широкую огласку Спартакиаде в мире. Так, были разосланы приглашения австрийским, германским, норвежским, шведским, финским, французским журналистам, сотрудничавшими с рабочей печатью [36]. Старания организаторов дали результаты: ВСФК собрал целую подшивку вырезок различных иностранных газет, написавших о Спартакиаде множество как благожелательных, так и негативных отзывов. Для западной прессы было очевидно, что соревнования проводятся по олимпийской системе и претендуют на роль Олимпиад в жизни мирового сообщества [21. Л. 25, 26, 36, 41, 58].

Обратил внимание на Спартакиаду и человек, возродивший Олимпийские игры, написавший в своих воспоминаниях что «в России хотят переименовать игры, что станет жалкой глупостью и лишь подчеркнет часто встречающую черту революционного движения: в то время как существует столько институтов, требующих обновления, они ограничиваются лишь сменой наименований – слова вместо дел» [52. С. 148].

В СССР Олимпиада превратилась в Спартакиаду потому, что переименования - часть пропагандисткой системы сначала в РСФСР, а потом и в СССР. В название города, улицы, мероприятия всегда можно было внести политический смысл, воспитывая в населении идеологически правильное понимание происходящего. В этимологии слова «Спартакиада» явно просматривается слово «Олимпиада», что усиливало эффект противопоставления, причем советских граждан и иностранных наблюдателей подталкивали к мысли о том, что это равновеликие соревнования, только первое более правильное. Для тех, кто что-то мог не понять, подробно разъясняли смысл в информационном бюллетене: «Спартакиада ведет свое название от Спартака, вождя армии рабов, восставших против римских угнетателей... Спартак показал не только как бороться, но и как использовать спортивную подготовку в революционной борьбе» [67. С. 3].

Классовый подход в организации Спартакиады является основным, а главное - принципиальным отличием Спартакиады от олимпийского движения. Классовый подход был неприемлем для Пьера де Кубертена; еще при зарождении олимпийского движения в Олимпийской хартии особо подчеркивалось, что к соревнованиям допускаются все вне зависимости от расы, религиозных представлений или политических взглядов. В 1928 г. Пьер де Кубертен уже отошел от дел, но остался тверд в своих убеждениях: «Распространение спорта среди работников физического труда – неоспоримый залог развития олимпийского движения, причем независимо от дуэли за обладание властью во всем мире, начатой между двумя противоположными формами социального устройства. Спорт – это не предмет роскоши, не праздное увеселение, но также и не мускулинная компенсация умственной работы. Для всех людей спорт – это источник возможного внутреннего совершенствования, не связанного с профессией. Он является достоянием всех в равной мере, а его отсутствие нельзя заменить ничем» [52. С. 148]. Пьер де Кубертен занимал открытую позицию по отношению рабочему спорту, несмотря на ожесточенное сопротивление других членов МОК [5. С. 92].

У советского руководства тоже стояла задача объединить людей, но людей, принадлежавших к рабочему классу, противопоставив их представителям других социальных групп. Назвав спортивное мероприятие Спартакиадой, СССР бросил вызов не только Олимпийским играм, возрожденным Пьером де Кубертеном, но и Рабочей Олимпиаде, организованной Люцернским спортивным Интернационалом (ЛСИ)[6]. Коммунисты в свое время пытались вступить в ЛСИ, но встретили жесткий отказ. В ответ они создали в 1921 г. в Москве Красный спортивный Интернационал (КСИ), в который вошли как советские спортивные общества, так и иностранные спортивные объединения прокоммунистической ориентации. Во главе КСИ стал Н.И. Подвойский [1. С. 23-31]. Согласно уставу этой организации, главной целью ее существования являлось «объединение всех рабоче-крестьянских спортивных организаций, стоящих на точке зрения пролетарской классовой борьбы». Подчеркивалось, что «физическая культура, гимнастические игры и спорт являются не самоцелью, а средством в пролетарской борьбе» [9. Л. 2].

Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:11

8

I Рабочая Олимпиада прошла во Франкфурте-на-Майне (Германия) в 1925 г., на нее представители СССР не были приглашены, хотя руководство КСИ несколько месяцев тщетно пыталось добиться права участвовать в ней. Советская делегация все равно поехала в Германию, уже на месте организовав компанию по критике решения ЛСИ [44]. Уже в 1924 г. руководители КСИ заявили, что, если организаторы Рабочей Олимпиады не пойдут им навстречу, они организуют «мощную всемирную Красную Олимпиаду (Спартакиаду)» [12. Л. 5].

Противоречия между этими двумя крупными спортивными организациями были чисто идеологическими. Обе противопоставляли себя Олимпийскому движению, при этом используя его нормативную базу, и обе использовали спортивные соревнования, чтобы заявить миру о своих политических убеждениях и повести за собою «сознательных». ЛСИ солидаризировался с II Интернационалом, КСИ с Коминтерном. Первый поддерживал реформистские требования социал-демократических сил, а второй - коммунистические лозунги, призывающие к мировой революции. Стороны не скупились на взаимные упреки, но КСИ, в отличие от своего противника, на Спартакиаду всячески приглашал представителей ЛСИ, подчеркивая, что он за единство рабочего спортивного движения.

Разъясняя советским гражданам название мероприятия, официальная пресса писала: «Карл Либкнехт и Роза Люксембург в борьбе против империалистической войны избрали Спартака как символ. Из группы Спартака образовалась теперешняя коммунистическая партия Германии... Большую часть борьбы за свержение капиталистической власти задерживают еще социал-демократические вожди Люцернского спортивного Интернационала, не разрешают рабочим поехать на Спартакиаду»[67. С. 3]. Председатель ВСФК Михайлов также подчеркивал, что «реформистский Люцернский спортивный Интернационал помогает буржуазии проводить политику использования спорта для отвлечения рабочих от революционно-классовых задач пролетариата» [62].

Для СССР необходимо было стать лидером рабочего спортивного движения, поэтому важен был каждый приехавший зарубежный гость. На подготовительном этапе велась длительная переписка с представителями рабочего спорта [14, 15, 16, 17, 18, 19, 20]. В газетах публиковались заметки о том, как идейный враг препятствует своим членам, решившим поехать в Москву, и как они, в свою очередь, несмотря ни на что, делают все, чтобы участвовать. В частности, финским и германским спортсменам, являвшимися членами ЛСИ, грозило исключение из организации. Советские газеты особо подчеркивали, что их это не испугало, поступали даже ходатайства о предоставлении дополнительных мест [38, 42, 58, 59, 61, 62].

Одной из важных проблем была финансовая. Советская сторона сделала все, чтобы удешевить поездку для иностранцев в Москву. Визы спортсменам выдавались бесплатно, их размещали и кормили в Москве за государственный счет, они получили право бесплатного проезда на городском транспорте. Было выделено два парохода, доставившие французских, немецких, норвежских, шведских, эстонских участников из Штеттина (ныне Щецин) в Ленинград, откуда на специальном поезде они добрались до Москвы [36, 40]. Особый интерес вызывала ситуация с французской командой, которой парламент отказал в финансировании, в то время как олимпийской сборной было выделено 3 миллиона франков. Сначала она смогла добиться субсидий от муниципалитета Парижа, но затем и он ей отказал, в результате вместо 100 участников в Москву приехало 22 спортсмена [39, 40, 41].

В Спартакиаде участвовало более 600 спортсменов из других стран, от СССР выступало более 4000 человек. Видимо, из-за этой диспропорции официально она была названа всесоюзной, а не всемирной. Но статус был не главным, важнее был размах и осознание участниками, что физическая культура и спорт – это единая форма подготовки рабочих к борьбе за социализм. К проведению Спартакиады был приурочен IV конгресс КСИ, на котором много говорилось и о вреде о ЛСИ, и о необходимости единения рабочего движения под знаменами коммунистического движения, но, главное, подчеркивалось, что КСИ - классовая организация рабочего спорта и не может стоять вне борьбы [49]. Кроме того, в это же время проходил и VI конгресс Коминтерна, что также должно было подкреплять боевой настрой.

Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:12

9

Спортивные соревнования длились две недели. Им предшествовали отборочные соревнования на местах как в СССР, так и за границей. Участвовало 18 команд из СССР и 12 иностранных[7]. Параллельно со Спартакиадой было проведено первенство РККА, где участвовало 1200 человек. Также было задействовано 655 судей, 114 врачей. Хотя на словах рекордсменство порицалось, именно ему уделялось особое внимание в репортажах.

Член оргкомитета Спартакиады Б.А. Кальпус с гордостью отметил, что на ней было установлено 80 новых рекордов СССР. Первое место в командном зачете заняла РСФСР, получив первый приз, учрежденный ЦИК СССР, второе место – Украина и третье – БССР. Первое место среди иностранных гостей заняли финны. Среди команд, представлявших РСФСР, первое место заняла Москва. Спортсменами, добившимися наилучших результатов, были Т. Корниенко, Н. Озолин, В. Поджукевич, М. Шабанова [8, 50]. Лучшие достижения показали Москва и Ленинград, то есть наиболее развитые регионы, что свидетельствует о том, что на периферии спорт делал только первые робкие шаги и региональные спортивные школы были еще слабы.

Самым популярным у зрителей видом спорта оказался футбол. Именно о нем чаще всего писались яркие репортажи в газетах. На финальном матче футбольного первенства Москва-Украина присутствовало 45 тыс. зрителей, хотя официальная вместимость стадиона «Динамо» была в полтора раза меньше – 30 тыс.чел. [7, 49].

Советское руководство было удовлетворенно результатами соревнований. Спартакиада 1928 г. не должна была стать единственной. КСИ, воодушевленный ее результатами, начал готовиться к следующей Спартакиаде в Берлине, приурочив ее к десятилетнему юбилею КСИ в 1931 г. Но, когда в столицу Германии съехались участники, германские власти, напуганные возможностью перерастания спортивных состязаний в политические демонстрации, запретили ее проведение [23. Л. 95, 105, 107, 140, 160]. Тогда Спартакиаду решили провести опять в Москве в 1933 г., затем дату передвинули на 1934 г. [24. Л. 5, 29; 25 Л. 73], но потом отказались от нее, - во многом из-за желания снять напряжение в отношениях с Социалистическим рабочим спортивным Интернационалом (до 1929 г. ЛСИ). До войны соревнования масштабов Спартакиады 1928 г. в СССР больше не проводились, организовывались лишь спортивные состязания на региональном или ведомственном уровне.

Модель проведения спортивных соревнований, которую популяризировал Пьер де Кубертен, оказалась очень успешной (хотя по тем временам и отчетливо идеологически «буржуазной») и потому была выбрана советскими руководителями. Однако дело не в том, что она была скопирована, а в том, что она была универсальна. В условиях развития спорта той эпохи без нее просто нельзя было обойтись. Спартакиада в Москве по организационным формам имела много общего с олимпийским движением, но ее идейное содержание было прямо ему противоположно.

Советское руководство вместе с созданным при его поддержке КСИ, всячески подчеркивала принцип классовости при организации спортивных соревнований в 1928 г. в Москве. Спартакиада стала хорошим опытом проведения крупных соревнований, что способствовало как популяризации спорта, так и его всестороннему развитию, достижению им мирового уровня. Кроме того, хотя руководители страны и вкладывали политический и идеологический смысл в организацию Спартакиады, люди, приходившие посмотреть и поболеть на соревнования, получали удовольствие и эмоциональную разрядку не от лозунгов или агитационного фильма, а от зрелища. И в этом они были едины со зрителями Олимпийских игр, большая часть которых тоже вряд ли читала Олимпийскую хартию, но это не мешало им испытывать положительные эмоции от наблюдения за спортивными соревнованиями.

Аватара пользователя

Автор темы
Виктория Сорокина
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Март 2016
Пол: Не указан - Не указан
Moldova

«Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение

Сообщение Виктория Сорокина » 15 авг 2018 20:13

Список источников и литературы:

Аврус А.И., Васильев А.А. Противостояние или сотрудничество: международные связи советских спортсменов в 1920-е годы. Саратов. 2002.
Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху 1920-1930-е гг. М., 2008.
Асеев Н. Спартакиада (Международный марш рабочих физкультурников) // Спартакиада. Бюллетень Организационного Комитета Спартакиады при ЦИК СССР. 1928. №3.
Бег с искусственными препятствиями // Спартакиада. Бюллетень Организационного Комитета Спартакиады при ЦИК СССР. 1928. №3. С. 9.
Белоусов Л.С., Ватлин А.Ю., Стрелков А.В. Олимпийское движение и современность. М., 2016.
Вечерняя Москва. 1928. 19 июля.
Вечерняя Москва. 1928. 21 июля.
Вечерняя Москва. 1928. 23 августа.
ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 2.
10. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 3.
11. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 9.

12. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 10.

13. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 12.

14. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 60.

15. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 62.

16. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 63.

17. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 69.

18. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 70.

19. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 71.

20. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 72.

21. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 90.

22. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 105.

23. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 110.

24. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 124.

25. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 125.

26. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 128.

27. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 2. Д. 141.

28. ГАРФ. Ф. Р7576. Оп. 28. Д. 33.

29. Деметер Г.С. Ленин об охране здоровья трудящихся и физической культуре. М., 1981.

30. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. М., 2005.

31. Деметер Г.С., Горбунов В.В. 70 лет советского спорта: люди, события, факты. М., 1987.

32. Деметер Г.С. Физическая культура в социалистическом обществе. М., 1987.

33. Жаворонков. Пляска и танец на Спартакиаде // Спартакиада. Бюллетень Организационного Комитета Спартакиады при ЦИК СССР. 1928. №3.

34. Известия. 1928. 7 июля.

35. Известия. 1928. 8 июля.

36. Известия. 1928. 10 июля.

37. Известия. 1928. 11 июля.

38. Известия. 1928. 12 июля.

39. Известия. 1928. 13 июля.

40. Известия. 1928. 21 июля.

41. Известия. 1928. 1 августа.

42. Известия. 1928. 2 августа.

43. Известия. 1928. 4 августа.

44. Известия. 1928. 5 августа.

45. Известия. 1928. 8 августа.

46. Известия. 1928. 12 августа.

47. Известия. 1928. 14 августа.

48. Известия. 1928. 21 августа.

49. Известия. 1928. 24 августа.

50. Известия. 1928. 25 августа.

51. Кыласов А.В. Окольцованный спорт. Истоки и смысл современного олимпизма. М., 2010.

52. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. М., 2011.

53. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982.

54. Мамаладзе Т. Бегу за «черепахой» // СССР США. Открытия. М., 1991.

55. Мельников Е.А. В едином строю интернационалистов. Из истории советских секций международных организаций рабочего класса (1919-1939 гг.). Л., 1982.

56. О`Махоуни М. Спорт в СССР. Физическая культура – визуальная культура. М., 2010.

57. Подвойский Н.И. Ленин и физическое воспитание // Красный спорт. 1940. 21 января.

58. Правда. 1928. 28 июня.

59. Правда. 1928. 24 июля.

60. Правда. 1928. 25 июля.

61. Правда. 1928. 11 августа.

62. Правда. 1928. 12 августа.

63. Правда. 1928. 14 августа.

64. Правда. 1928. 16 августа.

65. Правда. 1928. 17 августа.

66. Правда. 1928. 24 августа.

67. Спартакиада (Почему так называется наш праздник) // Спартакиада. Бюллетень Организационного Комитета Спартакиады при ЦИК СССР. 1928. №3.

68. РГВА. Ф. 65. Оп. 1. Д. 2.

69. РГВА. Ф. 65 Оп. 2. Д. 134.

70. Руга В., Кокорев А. Москва НЭПовская. Очерки городского быта. М., 2011.

71. Суник А.Б. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта. М., 2010.

72. Суник А.Б. Российский спорт и Олимпийское движение на рубеже XIX и XX вв. М., 2004.

73. Теппер Ю. Олимпийские метаморфозы // Отечественные записки. 2006. №6.

74. Хорошева А.В. Олимпийская идея Пьера де Кубертена и советский спорт в 20-30-е годы XX века // Олимпийские игры в политике и культуре. М., 2013.

75. Чудинов И.Г. сост. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физкультуры и спорта 1917-1957 гг. М., 1959.

76. Эдельман Р. Серьезная Забава. История зрелищного спорта в ССС.Р. М., 2008.

77. Ясенев В. Спартакиада // Спартакиада. Бюллетень Организационного Комитета Спартакиады при ЦИК СССР. 1928. №3.

78. http://olimp-history.ru/node/337. Дата обращения 06.12.2016.


Вернуться в «Давайте поговорим о спорте и около спорта !»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость